Концерт "Романс в письмах"

«Романс в письмах» Ансамбля Дмитрия Покровского, первого коллектива в мире, объединившего подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки – с современной музыкальной культурой, - это концерт-спектакль, посвящённый победе России в войне 1812 года. Война 1812 года оказала огромное влияние не только на весь 19 век, но и на последующую историю нашей страны. Потребовавшая колоссального напряжения и героических усилий всех без исключения сословий, она стала поистине Отечественной. Сплотившая все слои русского общества патриотическая идея породила неподдельный интерес и к собственной национальной культуре. Герои и события Отечественной войны 1812 года стали источником вдохновения для художников, поэтов и композиторов, как непосредственно во время военных действий, так и десятилетия спустя. В основу большинства народных песен о войне с Наполеоном легли песни о славных победах русского воинства над грозными противниками прежних веков. Любимыми героями песенного фольклора стали предводитель донских казаков атаман Платов и фельдмаршал Кутузов. Тогда же родилось много солдатских песен, в которых поэтические образы классиков преображались крестьянским сознанием на народный лад, Первая половина 19 века – эпоха романтизма, - стала для нас олицетворением возвышенных «романтических» чувств, нежной любви, пылких сердец, и в то же время - отваги, чести, долга и подлинного героизма Отечественной войны 1812года. В дворянской среде, где влияние французской культуры было традиционно очень велико, где говорили и писали в основном на французском языке, получают популярность «российские песни» и песни, написанные в народном духе, с их немного наивным, но искренним и трогательным слогом. Они стали предтечей любимого по сей день романса Став одним из музыкальных воплощений этого времени, он мог исполняться и на пышном балу, и на скромном танцевальном вечере. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, купеческой и даже крестьянской. Открывался бал обычно торжественным полонезом, центром вечера была лёгкая мазурка, и, наконец, завершался он котильоном - танцем-игрой, самым весёлым, разнообразным и шаловливым из танцев. 19 век также - пик расцвета эпистолярного жанра во всех его формах. Не только письма, но и мемуары, стихотворные послания, изысканные приглашения на бал, эпиграммы, альбомы, в которых каждый гость должен был что-то написать на память хозяйке дома, были неотъемлемой частью повседневного быта. Запечатлённые быстрым лёгким пером истории, встают перед нами живые лица той, уже унесённой от нас временем, эпохи. В программе звучат: - салонные романсы русских композиторов 19 века: А.Алябьева, П.Булахова, А.Варламова, А.Гурилёва, В.Гартенвельда, А.Дюбюка, А.Чернявского, на народные слова и на стихи Д.Давыдова, П.Каратыгина, А.Круглова, И.Макарова, А.Полежаева, А.Тимофеева, А.Шаховского, П.Шлаката, Н.Языкова в вокальной аранжировке Ансамбля Покровского; - солдатские песни на стихи Н.Астафьева, Ф.Глинки; полковые песни русской армии - казачьи, гусарские, драгунские, уланские; народные песни о событиях 1812г., - воспоминания, сочинения, дневники, записи в альбом, стихи, отрывки из драматических произведений и личных писем Александра I и Наполеона, французских и русских солдат и офицеров; - народные раёшные тексты, французские песенки и мн.др.